Администратор
Группа: Главные администраторы
Сообщений: 125
Регистрация: 2.10.2006
Пользователь №: 1
|
Москва — город больших возможностей. Только в столице можно за вечер освоить технику приготовления суши, научиться вязать мягкие игрушки и узнать, как буквально на следующее утро превратиться в уверенного и преуспевающего человека. Приобрести полезные навыки предлагают организаторы десятков курсов.
Первые курсы «на вечер» появились в России в 2003-2004 годах. Мода пришла из США, где еще в 1970-х годах додумались развлекать скучающих домохозяек необременительными и в то же время познавательными занятиями на вечер, получившими в английском языке специальное наименование Learning Annex (так называется одна из первых компаний, занявшихся соответствующим бизнесом). Эти «вечера со смыслом» фактически выросли из государственных программ профессионального переориентирования — только «настоящие» программы были длинными и сложными.
Бизнесмены же сообразили, что выгоднее зазывать людей на короткие интересные курсы, не требующие от слушателей массы времени и самоотверженности. Сейчас только в НьюЙорке действует больше сотни контор, готовых за небольшую плату (до $100) научить чему угодно. Два хитовых направления — психология и всевозможная магия-астрология. Мистическое направление чаще всего ориентировано на решение денежных или межполовых проблем. Например, семинары под названием «Химия денег» (в смысле — не из чего они сделаны, а как их привлечь в свой карман) или «Как по гороскопу найти себе вторую половину». Третье по популярности место занимает наука о том, как открыть собственный бизнес.
В России краткими полезными курсами первой занялась Наталия Киселева, в свое время эмигрировавшая в США, а затем вернувшаяся обратно. Размышляя, чем бы заняться за океаном, куда она приехала вслед за своим мужем в конце 1990-х годов, госпожа Киселева прослушала пару вечерних лекций: сначала про то, как снять свой малобюджетный фильм, затем — как отрыть салон красоты. Ни того, ни другого Наталия делать не стала. Ее осенило, что выгоднее будет учить всему этому в России.
Компания Киселевой «Сити Класс» начала работать в Москве в 2004 году и сейчас проводит сотню разных курсов в месяц. Пример оказался заразительным: курсы теперь организуют все кому не лень. Первыми подключились кулинары: основные игроки на этом рынке — курсы «Гастрономъ» при одноименном журнале и школа суши «АкаТэ», всего же таких курсов больше десятка. Затем в бой пошли профессиональные объединения вроде школы при Центре флористов или компании «Школа современной упаковки». Наконец, настала очередь частников и детских домов творчества — они готовы за один вечер научить любого желающего вязать, танцевать, вышивать или заниматься другими несложными вещами. Появились и иные компании, специализирующиеся на проведении разнообразных курсов: например, центр «Социум» или компания «Подругому», которые тоже берутся обучить человека чему угодно — от танцев до секретов ведения успешного бизнеса.
Общее число курсов в столице никто не считал, но несколько десятков есть наверняка. Цены у всех разные: от 200-300 руб. за час танцев до 5-6 тыс. руб. за пятичасовое занятие по изготовлению суши. Цель: помочь человеку провести вечер приятно и полезно — и, конечно, самим на этом заработать.
Просвещенья путь
«Российский клиент оказался не совсем такой, как американец, — рассказывает Наталия Киселева. — Правда, психологические курсы у нас тоже любят, но вот с астрологией дела не пошли: то ли в России в нее не верят, то ли пугаются сектантов. Так что у нас на втором месте по популярности — тема красоты и здоровья». Основные посетители курсов — дамы, однако и мужчин тут немало. «Процентов тридцать наших клиентов — мужчины.
Особенно у них популярны курсы, где учат готовить вместе с детьми — для отца это хороший способ провести выходные с ребенком и дать отдохнуть жене», — рассказывает ИП директор кулинарных курсов «Гастрономъ» Алевтина Нагибина. Примерно 60% аудитории разных курсов — люди 30-40 лет, еще 30% приходится на молодежь от 24 лет, остальные 10% — люди более молодые или более старые. Практически все курсы хвастаются наличием постоянных слушателей — мол, человек пришел для эксперимента один раз, а теперь ходит регулярно на все подряд.
Популярность различных курсов зависит от моды, от сезона и от того, какой праздник ожидается в ближайшее время. В начале года очень востребованы семинары «Как открыть свой бизнес»: все уверены, что после новогоднего пьянства есть возможность начать жизнь заново. Ближе к лету возрастает посещаемость танцевальных школ и курсов красоты — скоро ведь пляж и отпускные дискотеки. Здесь своя мода: уже второй год бешеной популярностью у женщин пользуется танец живота, о котором еще недавно мало кто слышал. Организаторы курсов говорят, что этот танец мало того что мужчин завораживает, так еще и крайне полезен для женского организма, поскольку улучшает кровообращение в области малого таза.
Моде подвержены и кулинарные курсы. «Японская еда уже не так популярна, как два года назад, — констатирует Алевтина Нагибина. — Зато на подъеме итальянская кухня».
Есть сезон, когда на кулинарных курсах сильный пол практически полностью вытесняет слабый: это канун 8 Марта. Большинство мужчин готовятся удивить возлюбленных кулинарными шедеврами. И буквально перед любыми праздниками — всплеск интереса к науке красивой упаковки. «Ведь обертка не менее важная часть подарка, чем сама даримая вещь», — убеждена преподаватель Светлана Майорова.
Среди курсов одни выглядят явно полезными, другие кажутся заведомо шарлатанскими. После посещения некоторых понимаешь, что на самом деле изучить разрекламированный предмет за один вечер невозможно. Так что вряд ли есть смысл стричь «быстрое обучение» под одну гребенку — все зависит от самого предмета и от преподавателя.
Педагогический стаж
Чтобы начать вести свой курс, специального образования (по крайней мере, документа о его наличии) от преподавателя не требуют. Организаторам курсов достаточно, чтобы на эту тему и на этого учителя пошли люди. Правда, работодатели попросят у будущего преподавателя программку-рекламку — чтобы объяснил, о чем станет рассказывать.
Чуть труднее устроиться на курсы кулинаров — вести их, как правило, берут шеф-поваров разных ресторанов. Причем одного умения готовить недостаточно: чаще всего мастерам жарки и тушения предлагают сначала самим посетить несколько профильных курсов, чтобы научиться работать с людьми. Ведь далеко не факт, что если человек хорошо готовит, то он в состоянии в увлекательной форме передать свое искусство окружающим. Сейчас на разных курсах преподают шеф-повара ресторанов «Яръ», «Суши весла», «Нэцки» и множество других.
Последнее ноу-хау российских курсов — привлечение к процессу обучения известных людей. Так, в «Сити Класс» преподают телеведущая Татьяна Пушкина («Будь скульптором своей жизни») и Ирина Хакамада («Секреты успеха»).
Народу приятно поучиться у знаменитостей или у признанных профессионалов, а те получают свою долю сборов — от 10% до 30%, в зависимости от степени узнаваемости человека. Стандартный пункт контракта курсов с преподавателем: последний может рекламировать в конце занятия свой ресторан, книгу или какой-либо иной продукт.
Однако остается открытым главный вопрос: может ли даже самый лучший преподаватель научить вас чему-то за считанные часы?
Учебный фаст-фуд
Сами преподаватели признаются, что развить у человека некие навыки или изменить его подход к жизни (если речь идет о психологических курсах) за одно-два занятия весьма трудно.
«После нашего занятия ученик сможет самостоятельно делать суши или роллы, — говорит мастер изготовления суши Андрей Пак. — Но о постижении глубин японской кухни и профессиональных поварских навыков не может быть и речи».
Если научиться что-то готовить за пару часов еще удастся, то надеяться, что вы, даже обладая хорошей физической формой и гибким сознанием, через день-другой начнете выделывать па аргентинского танго или научитесь вести в море бизнеса собственное предприятие, по меньшей мере наивно.
Нужно быть готовым к тому, что многие курсы — например, те же танцевальные — формулу «за один день» используют лишь как рекламную приманку, по сути же являются многодневными.
Некоторые преподаватели уже в процессе работы понимают, что за один-два занятия людей предмету не научишь, и делают более внушительную программу. Так произошло, например, в компании «Сити Класс» с курсами «Как управлять голосом» и «Правополушарное рисование». Последний курс оказался востребован у дизайнеров и проектировщиков: выяснилось, что современные специалисты, создающие сложнейшие изображения на компьютере, от руки зачастую не могут нарисовать ничего посложнее домика. А желание такое имеют.
И понятно, что основы основ, излагавшиеся за пару часов, специалистов не удовлетворяли. Среди кулинарных курсов в последнее время все чаще стали появляться программы из двух-четырех занятий. На первом, например, учат готовить супы, на втором — мясные блюда и так далее.
Несколько дней продолжаются и бизнес-тренинги в центре «Социум». «Обучить людей новым подходам к ведению бизнеса за один вечер или даже за день просто невозможно, поэтому профессиональные тренинги расписывают минимум на два-три дня», — рассказывает тренер центра «Социум» Ирина Романовская.
Курсам на один вечер, где обучают каким-то сложным вещам, доверять, конечно, не стоит: впрочем, таких предложений на рынке, по большому счету, и нет. «Чтобы научить человека правильно стричь, нам необходимо минимум 30-40 академических часов, иначе все это просто не приведет к нужным результатам», — объяснила ИП преподаватель курсов парикмахеров при школе Центра красоты Галина Анисимова.
Другое дело — пробный урок. Нередко курсы, рассчитанные на длительную программу, организуют одно вечернее занятие, просто чтобы дать новичкам общее представление о предмете. Поэтому имеет смысл всегда уточнять, что конкретно стоит за предложением пойти и изучить что-нибудь вечерком. Например, когда корреспондент ИП попытался записаться на занятие по вязанию, проводимое школой «Шерстяные истории», его сразу предупредили, что занятие будет пробное, а настоящую «шерстяную историю» он научится самостоятельно создавать не раньше чем через месяц-другой.
Чем бы ни тешиться
Зачем же люди посещают эти программы, если навыки там даются весьма условные, а платить порой нужно немало? Объяснений несколько.
«Наша основная цель — обеспечить человеку интересный и познавательный досуг, — говорит директор «Сити Класс» Наталия Киселева. — Даже если после занятия он придет к выводу, что это «не его», и не захочет больше заниматься — это тоже результат. Второй немаловажный фактор — социализация. С помощью наших курсов люди не только получают полезные навыки, но и знакомятся, общаются с другими людьми. В условиях мегаполиса, где остро стоит проблема одиночества, это очень полезно».
С ней согласнаи Ирина Романовская из центра «Социум». «Наша задача не только обучить человека, но также помочь ему найти друзей и единомышленников, с которыми он не рискнул бы познакомиться сам или просто не встретился бы в жизни», — говорит она.
Судя по динамике распространения разнообразных курсов (напомним, что весь бизнес появился не далее чем три года назад), бум этого явления в Москве еще впереди.
«Такие курсы, и правда, прекрасный способ наладить контакт с людьми, — отмечает психолог Надежда Юргина. — Если разные люди выбрали для себя одно занятие, значит, у них уже наблюдается какая-то общность интересов и можно завязать знакомство». Кроме того, говорят специалисты, чему ни учись — это все равно лучше, чем коротать вечера в квартире у телевизора, переживая о бездарно потраченном времени.
Источник: Имеешь право от 4 декабря 2006
|